опыт работы
Некоторые дешевые клиники по лечению вен пытаются оправдать себя в лице пациента тем, что они уменьшают расходы и время процедуры, чтобы снизить цены. Есть несколько очень веских причин для беспокойства по поводу того, что врачи сами проводят дуплексное ультразвуковое сканирование в клиниках по лечению вен.
Было доказано, что дуплексное ультразвуковое сканирование является лучшим исследованием для диагностики варикозного расширения вен, а также для проведения новых эндовенозных процедур. В обеих ситуациях оптимально, чтобы сканирование проводил сосудистый хирург или другой специалист, который занимается только дуплексным ультразвуком. Для этого существует множество причин, но здесь рассмотрены некоторые из наиболее важных.
Об этом стало известно из дела, в результате которого в 2017 году врач-“специалист” по венам был исключен из реестра.
Вкратце, пациентка обратилась в клинику “А” с жалобами на варикозное расширение вен и нитевидные вены. Дуплексное ультразвуковое исследование, проведенное специалистом по сосудистым технологиям, прошедшим обучение в клинике, показало отсутствие скрытых варикозных вен и только поверхностные нитевидные вены.
Хотя многие пациенты посчитают это хорошей новостью, эта пациентка решила получить второе мнение. Они обратились в другую клинику “Б” к врачу, специализирующемуся на варикозном расширении вен. Этот врач провел собственное дуплексное сканирование и сказал пациентке, что у нее венозный рефлюкс (патологический сброс крови в обратном направлении) в четырех крупных венах на ногах и ему потребуется эндовенозный лазер (миниинвазивная операция) для всех этих вен.
Сбитый с толку, пациент рассердился и обратился к профессору за разъяснениями. Профессор предложил пациентке обратиться в (Министерство здравоохранения) и пожаловаться на разницу в советах, чтобы была проведена независимая оценка. Пациентка так и сделала, и независимый эксперт по ультразвуковым исследованиям подтвердил выводы клиники. Было показано, что совет об оперативном лечении эндовенозным лазером четырех крупных вен на двух ногах был ошибочным.
Врач, допустивший эту ошибку, разбирался на комиссии по профпригодности к медицинской практике.
В ходе расследования выяснилось, что он совершил точно такую же ошибку два года назад, и тогда о нем сообщили в министерство здравоохранения. Тогда ему было разрешено продолжать практику.
Хотя в 2017 году у него была отозван сертификат, и теперь он не может практиковать, весь этот инцидент вызвал две серьезные озабоченности.
Во-первых, между этими двумя случаями он осмотрел множество других пациентов и, предположительно, всем им сказал, что им необходим эндовенозный лазер, в то время как многим из них это не требовалось. Поскольку он сам проводил сканирование, а затем разрушал вены с помощью операции, нет возможности вернуться и проверить пациентов, которые согласились с результатами его сканирования и прошли лечение. Следовательно, вполне вероятно, что многие пациенты подверглись ненужной операции по удалению варикозных вен.
Во-вторых, это вызывает дополнительный вопрос: откуда мы знаем, что другие врачи не ставят неправильный диагноз венозного рефлюкса, которого на самом деле нет, проводя собственное сканирование, будучи уверенными в том, что затем они уничтожат все доказательства, выполнив эндовенозную абляцию?
Клиническое руководство по оценке и лечению варикозной болезни было опубликовано 24 июля 2014 года.
В нем четко указано, что служба оценки и лечения варикозного расширения вен определяется как «команда медицинских работников, обладающих навыками для проведения полной клинической и дуплексной ультразвуковой оценки и предоставления полного спектра лечения». Очевидно, что это не врач-венеролог, сидящий в комнате и проводящий собственную консультацию, сканирование и лечение!
Аргумент, который приводят некоторые дешевые клиники, что они делали это до появления рекомендаций, довольно слабый. Когда появляются новые рекомендации, неэффективная практика должна быть пересмотрена, чтобы привести ее в соответствие с рекомендациями.
Широко известно, что для того, чтобы стать экспертом в любой области, необходимо накопить огромный опыт. Широко распространено мнение, что минимальное количество часов работы — 10 000. Хотя точное количество часов может варьироваться, совершенно ясно одно: для того чтобы выполнить дуплексное ультразвуковое сканирование на уровне, необходимом для постановки правильного диагноза, человек, выполняющий сканирование, должен обладать огромным опытом.
Однако это только половина дела. Известно также, что поддержание опыта не менее важно. Профессионалы, которые делают перерыв в изучении какого-либо предмета, должны пройти период переподготовки. Поэтому важно помнить, что важна не только подготовка человека, проводящего сканирование, но и его текущий опыт.
Врач, который проводит большую часть своего времени в практике, занимаясь другими делами, такими как консультации, артериальная хирургия, другие виды радиологии, обходы палат и администрирование, а затем приходит в частную клинику, чтобы принять несколько пациентов, не получит столько же опыта, сколько специалист по венозному дуплексу или эксперт, который занимается только сканированием каждый день каждую неделю.
Поэтому любой обеспокоенный пациент должен иметь возможность спросить у специалиста, проводящего сканирование, является ли это его постоянной работой или сканирование — лишь небольшая часть его рабочей недели.
Совершенно очевидно, что для оптимальной диагностики, оптимального лечения и безопасности пациента венозное дуплексное ультразвуковое сканирование должно выполняться специализированным медицинским работником, который тратит большую, если не всю, часть своего рабочего времени на выполнение венозного дуплексного ультразвукового сканирования. Это удовлетворяет всем проблемам, которые были описаны выше, включая рекомендации.